Новая статья: Вы находитесь здесь- Новости ИТ - Сервис
 
Главная страница


комплексные ИТ-решения

ВАШИ ИДЕИ
СТАНУТ РЕАЛЬНОСТЬЮ!

  
   


Самый полный
спектр ИТ-услуг
  Решения в области
Информационных технологий
 
 
 

 

 Главная  /  Новости  /  новости IT-рынка  /  Новая статья: Вы находитесь здесь

Новости

Новая статья: Вы находитесь здесь
04.04.2017, 21:00:00 
 

30 марта в 22:27 UTC, когда в Москве было почти полвторого ночи 31 марта, с исторического пускового комплекса LC-39A Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде, откуда в своё время улетали к Луне «Аполлоны», стартовал носитель Falcon-9 FT. В его составе впервые в истории мировой космонавтики ракетная ступень с жидкостными двигателями отправилась в космическую миссию повторно (первый полёт CRS-8 с грузовым кораблём Dragon состоялся 8 апреля 2016 года). Ракета компании SpaceX успешно вывела на орбиту спутник связи SES-10, а первая ступень — «ветеран» — совершила мягкую посадку на автоматическую баржу «Of Course I Still Love You».

#Страхи, страховка и запуск

Оценить «эпохальность» события можно было по той реакции, которую выказывали электронные и печатные СМИ. Ещё бы! «Маск планирует (а по мнению многих, и совершает) революцию в деле осуществления космических транспортных операций: он повторно использует в составе ракеты-носителя ступень, которая уже один раз выполнила свою задачу по запуску спутника, благополучно вернулась на землю, была спасена и восстановлена».

Официально основной задачей миссии объявлялось выведение на геостационарную орбиту спутника связи SES-10. Однако все понимали, что этим полётом SpaceX планировал продемонстрировать возможность многократного применения первой ступени после возвращения из космоса. Вспомогательной задачей считалась посадка ступени (после выполнения основной задачи) на телеуправляемую баржу, находящуюся в море по траектории пуска. В качестве бонуса планировалась попытка спасения створок головного обтекателя.

Ветераны ракетно-космической техники утверждали, что «заказчик запуска ни за что на свете не пойдёт на повторное использование б/у матчасти, тем более на самом напряженном участке выведения». Однако же SES S.A. — глобальный спутниковый оператор со штаб-квартирой в Люксембурге — не только пошёл, но и своей поддержкой позволил компании SpaceX выполнить первый повторный пуск ракеты с реальной («живой») полезной нагрузкой, а не с макетом, как предлагали некоторые.

Спутник SES-10 стартовой массой 5282 кг перед установкой на ракету. Фото SES S.A.

Спутник SES-10 стартовой массой 5282 кг перед установкой на ракету. Фото SES S.A.

«Будучи первым коммерческим оператором спутниковой связи, осуществившим миссию с компанией SpaceX ещё в 2013 году, мы рады вновь стать первыми в повторном полёте в космос, — заявил технический директор SES Мартин Халливелл (Martin Halliwell). — Мы считаем, что многоразовые ракеты откроют новую эру космических полётов, сделав их более доступными и менее затратными».

После триумфального возвращения ракетной ступени с бортовым номером 1021 почти год назад, специалисты SpaceX провели подробный анализ состояния данного ракетного блока. Больше всего их волновали двигатели — восемь «Мерлинов-1D», собранных по кольцу вокруг девятого, центрального. Для повторного использования ступени были важно иметь 100%-ную уверенность в их исправности после нескольких циклов работы, а также из-за влияния термодинамических нагрузок в ходе возвращения в атмосферу с траектории выведения.

За всю свою жизнь — вплоть до сегодняшней ночи — первая ступень №1021 «проверялась огнём» неоднократно и в итоге до второго пуска наработала шесть включений-выключений двигательной установки (из них три — в первом полёте).

«Мы не ремонтировали эти двигатели, мы хотели лишь поменять некоторые прокладки… — сообщили техники в конце января 2017 года перед огневыми испытаниями на стенде SpaceX в МакГрегоре, штат Техас. — Но конкретно эти двигатели мы просто сняли, протестировали, поставили обратно и прямо сейчас прожигаем».

Следует отметить, что представители SES участвовали в подготовке к данному пуску в течение последних нескольких месяцев. По словам Халливелла, «SpaceX дал инженерам SES… «полную прозрачность» в своих действиях, позволил заглянуть в процесс подготовки двигателей и бортовой радиоэлектроники, а также ознакомиться с результатами испытаний».

Удивляло и то, что страховая премия для первого полёта «использованной» ступени не была повышена, словно все понимали, что внимание к этому пуску особенное и SpaceX ставит на карту многое. Вследствие этого уровень подготовки миссии будет беспрецедентно высоким. По мнению наблюдателей, «по расчётной надежности носитель не будет сильно ниже предшествующих».

Что же касается роста страховки, то «можно говорить о сотых долях процента, — отметил Халливелл. — По сути, никаких изменений в страховой премии не произошло».

Falcon 9FT со спутником SES-10 на старте. Фото SpaceX

Falcon 9FT со спутником SES-10 на старте. Фото SpaceX

Итак, огромную — 70 м высотой — «макаронину» Falcon 9 FT установили в пусковое устройство вечером накануне пуска. Длительность стартового окна составляла 150 минут. Под головным обтекателем ракеты находился SES 10 — спутник связи, изготовленный европейским консорциумом Airbus Defense and Space для трансляции телевизионных программ и передачи данных с геостационарной орбиты по всей Латинской Америке.

Таймлайн, указанный ниже, описывает расчётную циклограмму запуска для первой миссии SpaceX с ранее уже летавшей, спасённой и восстановленной первой ступенью ракеты.

№ п/пВремя, ч:мин:секСобытие
1 T - 00:00:00 Старт
2 Т + 00:01:13 Переход через звуковой барьер
3 Т + 00:01:22 Зона максимального динамического давления
4 T + 00:02:38 Выключение двигателей первой ступени
5 T + 00:02:41 Разделение ступеней
6 T + 00:02:49 Первое включение двигателя второй ступени
7 T + 00:03:49 Сброс головного обтекателя
8 T + 00:06:19 Импульс торможения перед входом первой ступени в атмосферу
9 T + 00:08:32 Посадка первой ступени
10 Т + 00:08:34 Первое выключение двигателя второй ступени
11 T + 00:26:29 Второе включение двигателя второй ступени
12 Т + 00:27:22 Второе выключение двигателя второй ступени
13 Т + 00:32:03 Отделение спутника от второй ступени

Девять двигателей первой ступени ракеты включились за пару секунд до старта для проведения автоматической проверки работоспособности. После теста удерживающие зажимы отпустили ракету, и Falcon 9 поднялся с площадки LC-39А и лёг на траекторию полёта.

Вскоре были последовательно пройдены звуковой барьер и зона максимального аэродинамического давления. Отработав положенные 158 секунд, двигатели первой ступени выключились, и через три секунды ступени разделились.

Вид c «рокеткама» на разделение ступеней ракеты Falcon-9. Скриншот с трансляции SpaceX

Вид c «рокеткама» на разделение ступеней ракеты Falcon-9. Скриншот с трансляции SpaceX

После включения единственного двигателя второй ступени, когда носитель уже вышел из плотных слоёв атмосферы, был сброшен огромный углепластиковый головной обтекатель диаметром 5,2 м.

Когда двигатель второй ступени ещё работал, первая ступень выполнила «кувырок», раскрыла решетчатые аэродинамические рули в передней части и на 20 секунд включила три из девяти двигателей на торможение, чтобы замедлить скорость входа в атмосферу и создать вокруг хвостовой части газодинамический «колокол».

Последнее включение центрального двигателя для мягкой посадки произошло непосредственно перед приземлением: ступень шла на баржу, находящуюся в Атлантическом океане примерно в 340 милях (550 км) к востоку от мыса Канаверал. В этот момент телетрансляция прервалась, но зал управления взорвался овацией, когда на экране возникла ступень, стоящая на «ножках» на палубе судна-дрона.

В это самое время вторая ступень завершала достижение промежуточной низкой орбиты. Двигатель выключился, и начался короткий 18-минутный пассивный участок траектории («баллистическая пауза»).

После этого последовало короткое включение Илона Маска, который рассказал о «гигантской революции в космических полётах» и поздравил коллег с победой, которую все так долго ждали.


Источник: 3DNews

 
 
Новости:    Предыдущая Следующая   
 Архив новостей

Разделы новостей:

Подписаться на новости:

 

Поиск в новостях: